Причины прокрастинации. 7 причин и исчерпывающее объяснение с точки зрения психологии

Причины прокрастинации
4.3
(21)

В этой статье я на пальцах покажу, какие причины прокрастинации есть с точки зрения психологии. Вся прокрастинация коренится на недоверии к себе и невозможности сделать свободный выбор. Это заставляет нас пользоваться навязанными моделями поведения, что сковывает по рукам и ногам. Чтобы разобраться в причинах прокрастинации не нужно иметь образование психолога.

 

Все, что вы встретите в других материалах, укладывается в эти 5 пунктов. Если вы серьезно отнесетесь к ним, то не только разберетесь в психологических причинах прокрастинации (а других ведь нет), но и определите, на что нужно влиять, чтобы перестать откладывать. Мы будем двигаться от простого к сложному. Сначала обсудим поверхностные причины прокрастинации, а потом — глубинные. Готовы? Поехали!

 

Содержание:

Сверхвысокие требования к результату

Школьное образование приучило нас, что задачи можно делать правильно и не правильно. В конце учебника есть ответы. Если ты хорошо подготовишься, то решишь все примеры. С этим ожиданием мы вступаем в реальную жизнь. А реальная жизнь ставит все с ног на голову. В ней нет правильных ответов. В ней есть то, что сегодня дает результат, а завтра — мешает его получить. В ней есть постоянно меняющиеся условия, в которых невозможно подобрать стандартное решение задачи.

 

Первая причина прокрастинации — это ожидание, что результат будет «правильный». То есть, такой, как задумано. Такой, как вам нужно, чтобы продвинуться.

 

Например, если вы пишите картины, вы можете часами ходить вокруг холста, потому что хотите написать такую работу, которая произведет настоящее глубокое впечатление на зрителя. Если вы работаете в продажах, вы можете откладывать предложение клиенту, потому что хотите, чтобы оно «продало» и вы получили контракт после первых же переговоров. Если занимаетесь бизнесом, то можете откладывать проект, потому что хотите, чтобы он принес желаемые деньги (или долю рынка).

 

Такие требования к результату мозг воспринимает, как ситуацию, в которой нет второго шанса, а поэтому нужно с самого начала сделать как-то так, чтобы получилось.

 

Еще один вариант — требования к продолжительности результата. Например, многие хозяйки откладывают уборку, потому что в доме должно быть чисто. «Чисто» они понимают, как «постоянно чисто». То есть, порядок не должен нарушаться. А как он не будет нарушаться, если в доме живые люди, которые берут вещи, готовят еду, мусорят, в общем, живут?

 

Естественно, соответствовать таким требованиям невозможно. Более того, вы можете знать, что ошибка — это часть любого нормального процесса, что во взрослой жизни без ошибок не бывает, и что неопределенность и отсутствие результата — спутник правильности. Вы можете знать, что ничего идеального не бывает и что не нужно к этому стремиться. Мозгу все равно. Если он «настроен» на сверхвысокие требования к результату — он будет откладывать. Потому что ему неприятно видеть, как эти требования нарушаются!

 

В итоге мы, как стрелок с 1 патроном. Он хочет, думает о том, чтобы попасть в мишень, но никак не решается даже подойти к рубежу, не то, что выстрелить! Он занимается чем угодно, но не тем, чем нужно. Иногда он заставляет себя подойти к рубежу, но все равно никак не может решиться произвести выстрел, потому что второго шанса не будет.

  • Подумайте, какого особенного результата хотите вы, когда откладываете?

Нереалистичные ожидания к процессу

Та же самая ситуация, но фокус смещен с результата на то, как он должен достигаться. Если вернуться к примеру со стрелком, то таким требованием может быть «успешный выстрел от бедра, без прицеливания». То есть, нужно действовать так, как не получается или просто невозможно.

 

В бизнесе попытки сделать «эффективно» то, что делается впервые, часто приводят к прокрастинации. В самом деле, как я могу добиться лучшего соотношения расходов и отдачи, если я даже не знаю, как на самом деле поведет себя проект? Если я пытаюсь спроектировать систему, которая даст идеальную рентабельность продаж, меня ждет неудача. Потому что «идеальная» рентабельность — это следствие нескольких этапов улучшений.

 

Подобные примеры встречаются во всех областях жизни. Если я хочу подобрать диету, в которой будет хороший баланс нужных мне веществ, которая будет давать быстрый сход веса, которую легко поддерживать, потому что в ней нет редких продуктов — я буду вечно откладывать. Такой диеты просто нет.

 

Есть те, которые работают лучше, те, которые работают хуже. Но до тех пор, пока я не пройду их сам, я не смогу подобрать для себя подходящую. А сделать я это не могу, потому что «диета должна подходить мне по всем факторам». С изучением английского та же история. Вместо того, чтобы учить по English Grammar in Use и добиться уже какого-то результата, я перебираю отзывы о разных учебниках и методиках, покупаю тренинги и не приступаю…

  • Подумайте, как должен выглядеть процесс выполнения дела, которое вы откладываете?

Неисполнимые запросы к самому себе или другим

Такие же требования мы можем распространять на себя. Например — ждать прихода вдохновения. Многие откладывают занятия спортом или простую прогулку, потому что не чувствуют сил. Так мы и не чувствуем сил, потому что не гуляем. А если пойти гулять или тренироваться, силы будут!

 

Мозгу опять же, все равно. Если условие не выполняется, я не делаю. Нет настроения — я не занимаюсь учебой. Нет вдохновения — не пишу (не рисую, не творю). Нет нужного состояния — не работаю.

 

Книги про состояние потока подложили небольшую свинью многим прокрастинаторам. Потому что ко всем вышеперечисленным причинам у них добавилась еще одна — теперь я не сажусь работать, потому что я не чувствую, что могу быть в потоке.Состояние потока приходит за деятельностью. И оно возникает из-за отсутствия ожиданий. Я просто занимаюсь делом и я просто есть. Я есть здесь и сейчас и больше меня ничего не беспокоит.

 

Вернемся к прокрастинации. Я могу откладывать, если другие должны быть в определенном состоянии. Например, я не подхожу к руководителю, чтобы назначить переговоры о зарплате, потому что «он должен быть в хорошем настроении». Да, возможно, если он будет в хорошем настроении, вам будет проще, но это не значит, что сосредоточенный и озабоченный своими задачами руководитель не может вас выслушать и назначит встречу.

Автоматические модели поведения

Мы часто думаем, что решения, которые принимаем и поступки, которые делаем в жизни совершены лично нами. Это не так. Раньше все странности в поведении любили объяснять «подсознанием». Мол, есть какая-то неведомая область, которая движима примитивными сексуальными импульсами и которая на нас сильно влияет. Полная ерунда.

 

Все, что человек делает — это применение заученных моделей поведения. Когда они заучиваются, то применяются автоматически, без участия сознания. Мы автоматически пишем, едем на велосипеде и управляем автомобилем. В мозге лежат заученные модели (езда на автомобиле) и мы ими пользуемся. Задаем цель — тело исполняет.

 

Когда мы учились водить, то сознательно контролировали все действия. Так, нужно выжать сцепление, включить скорость, прибавить газ… Инструктор ругал, что мы уже включили скорость, но не пристегнулись — мы исправлялись. Инструктор и экзамены в ГАИ гарантировали, что схема поведения будет заучена правильно.

 

Что такое правильно в данном случае и почему я иногда говорю «правильно» (в кавычках)? Если вы освоили правила и научились водить машину так, как требуется на экзамене, шансы на попадание в аварию снижается. С помощью заученной модели «езда на автомобиле» мы повышаем качество жизни, удовлетворяем свои потребности в удовольствии и свободе, и делаем это безопасно для окружающих.

 

Этот набор знаний и навыков позитивно влияет на нашу жизнь в абсолютном большинстве ситуаций. Это называется — повышает адаптационные способности. До попадания в автошколу мы не могли ездить безопасно и комфортно. После — можем. Наша способность к адаптации (то есть, приспособлению) увеличилась. Это я обозначаю словом правильно без кавычек.

 

«Правильно» в кавычках — это обучение модели, которая нами (а может и не только) считается годной, но таковой не является. Она не помогает адаптироваться, а только нагружает лишней работой.

 

Многие мои клиенты вспоминают, как родители разрывали тетради и заставляли переписывать домашку из-за помарок. Многие сидели до ночи за учебниками, потому что «так было правильно» с точки зрения родителей. Теперь они стараются не допустить ошибок и откладывают все, что может привести к нарушению модели.

 

Требования высокого уровня

Требования, которые мы обсуждали в начале статьи — это внешнее проявление заученных моделей поведения. Сама модель закладывает требования высокого уровня, на которые «работают» требования к процессу, результату, себе и другим. Такие модели поведения можно назвать сценариями, потому что они охватывают большие области жизни человека. А сценариям удобно дать имя.

Я приведу некоторые:

«Наседка» — «у других все должно быть хорошо». Пока у других что-то не так, не может заниматься никакими другими делами, все, что не помогает выполнить главную настройку (чтобы у других было хорошо) откладывает.

«Принцесса на горошине» — «все должно быть как я хочу, чтобы все меня полностью устраивало (вариант — чтобы я была счастлива)» . Если есть риск, что будет не так — откладываю.

«Идеальный» — «все должно быть идеально». Если у меня есть риск сделать что-то не идеально — прокрастинирую. Тотальность требования (все должно быть идеально) приводит иногда к параличу — я просто не могу ничего делать, т.к. не могу выполнить основное требование.

«Лучший» — «я должен быть лучшим». Откладываю все, что имеет риск, что я не стану лучшим.

 

Причины прокрастинации тогда укладываются в следующую схему: если я рискую не быть тем, кем я должен быть, я не занимаюсь тем, что ведет к такому риску.

  • Подумайте каким человеком вы стараетесь быть и как у вас в жизни все должно быть. Затем поищите, как вы откладываете то, что ставит под угрозу это намерение.

Подавленная потребность в свободе и разрыв с чувствами

Автоматизированные модели поведения принимают решения за нас. Когда она говорит внутри «ты должен быть лучшим» или «все должно быть идеально», мы не можем определить, как именно мы хотим делать работу — мы исполняем модели. Мы уже говорили об этом в другой статье (ссылка). Сейчас продолжим. Когда подавляется свобода, возникает защитная реакция — сопротивление. Ты должен — нет, я не буду.

 

Все, у кого есть маленькие дети, знают, как тяжело накормить ребенка тем, что он есть не хочет. Он отворачивается, выплевывает еду, размазывает ее по столу. Он бойкотирует и устраивает забастовку. Так поступает и наше тело. Когда модель поведения диктует, как мы должны жить, внутри возникает желание сказать: стоп, я так жить не буду.

  • Я должен с утра делать самое важное?
  • Я должен всегда доводить дела до конца?
  • Я должен делать все без ошибок?
  • Я должен, чтобы другие были мной довольны?
  • Я должен быть надежным и исполнять обещанное?

Так и хочется сказать: «идите в одно место!»

 

Что происходит, когда мозг диктует нам, что мы должны делать?

 

Вечером мы планируем, что с утра съедим очередную лягушку, а вместо этого тупим в интернете. Мы заполняем таск-менеджер задачами, когда переносим в него полный план проекта, а делаем совершенно другое. Мы соглашаемся помочь коллегам, а потом не отвечаем на их сообщения. Мы записываем идеи, которые помогут выступить так, что все будут довольны, но не можем сесть за презентацию. Надеюсь, вы поняли. Давайте пойдем глубже.

 

Что такое потребность в свободе? Это необходимость делать то, что хочется в данный момент. Как мы определяем, что хочется? Через ощущения. Мы обращаем внимание на ощущения и чувства и позволяем мозгу выбрать что делать, чтобы эмоционально стало лучше.

 

Огромная проблема современных людей — это невозможность понять, что я чувствую. Она возникает ровно потому, что автоматическая модель поведения перехватывает управление. Она создает внутри напряжение, которое уходит только, когда эту модель удается исполнить. Например, если у меня есть установка «у других все должно быть хорошо», я не буду спокоен, пока условие не будет выполнено.

 

Пока я испытываю это состояние, я не могу понять, что мне самому-то нужно. Потому что мозг «забивает» мне все ощущения.А когда я не могу понять, что я хочу, то не могу это делать. Я не могу быть свободным. Мне не комфортно и я выбираю быстрые удовольствия, чтобы сбросить это напряжение. То есть, я занимаюсь ерундой, чтобы получить удовольствие и компенсировать внутреннее напряжение. Но и у этого есть причины.

Восприятие себя неразумным, запрет на свободный выбор

Если вы знакомы с концепцией Эрика Берна про Родителя, Ребенка и Взрослого, то знаете, что человек проходит несколько стадий развития. На первой он управляется импульсами желаний. Это стадия Ребенка. На ней мы еще не можем себя контролировать и понимать последствия действий. Родитель следит, чтобы ребенок не засунул пальцы в розетку и обучает его «как правильно» действовать.

 

Обученный Ребенок — это Родитель. Это человек, который может себя контролировать, и который знает «как правильно» все делать. Родитель — это библиотека алгоритмов. У него на все есть ответ, но нет самого главного — понимания последствий и связи с желаниями. Ведь инструкции (интроекты) «как правильно» не дают доступа к собственным желаниям..

 

Взрослый — это Родитель, который опирается на желания Ребенка и понимает последствия действий. Взрослый человек может САМ выбирать, что делать и решать, как ему это делать. Он может ощущать что именно он хочет, продумывать последствия и выбирать — буду ли я это делать или нет. Только Взрослый может быть по-настоящему свободным.

 

Так вот! Наша зависимость от всех этих требований к результату, процессу, самому себе, другим. Наше стремление к тому, чтобы выполнить высокоуровневые требования, которые отвечают на вопросы «как все должно быть у меня в жизни?» и «каким я в целом в жизни должен быть?» обусловлены только одним — тем, что мы применяем заученные модели поведения. А применяем мы их ровно потому, что не перешли из стадию Родителя в стадию Взрослого.

 

А не перешли мы туда, потому что воспринимаем себя все еще, как человека, который неразумен и который сам не может определить, как ему жить. Мы не верим в себя, мы не доверяем, что если дадим себе полную свободу, то сможем этой свободой воспользоваться. Обычно у моих клиентов есть ощущение, что если дать себе полную свободу, это плохо кончится. Они начнут есть все подряд, забьют на работу, перестанут учиться и вообще покатятся по наклонной.

 

Именно это и есть недоверие себе. И в этом основа. Вся прокрастинация стоит на недоверии себе. Это приводит к другим причинам прокрастинации: к невозможности и страхе сделать свободный выбор, отказаться от критериев и правил и взять ответственность.

Мы разобрались с причинами прокрастинации. Если вы хотите углубиться, прочтите статьи «Прокрастинация — что это простыми словами» и «Прокрастинация — как побороть и избавиться от нее навсегда. 5 способов»

Насколько часто вы ругаете себя за лень?
Очень часто
64.15%
Иногда
30.19%
Никогда не ругаю
5.66%
Проголосовало: 106

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 21

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Делитесь материалом, если он вам понравился!