Я уже публиковал видео про мотивацию, вот этот кейс будет хорошей иллюстрацией предложенных там идей.

Во всех кейсах, что я публикую, я меняю возраст и не указываю пол. Разрешение на публикацию получено.

Клиент, 28 лет. Предприниматель.

Обратился с запросом на то, что, когда появляется свободное время, он не может использовать его никак, кроме как на бестолковые занятия — фильмы, сериалы и т.д.

Спит до обеда, если не надо вставать. Не читает тех книг, что запланировал. Не гуляет, если хорошая погода. Просто ничего не делает.

Чтобы как-то справиться, стал вынуждать себя заниматься делами — покупает обучение на время отпуска, назначает встречи на выходные.

Делает это через силу. При малейшей возможности, отменяет встречи, отменяет обучение. Вплоть до того, что теряет деньги, которые ему не возвращают.

По его выражению, «не могу себя заставить» в это время делать что-то полезное.

При этом, в ситуациях, когда есть необходимость активно работать (есть проблема, которую нужно решить), может вставать очень рано, работать продуктивно, по многу, наряду с работой много учиться, заниматься спортом и держать себя в форме.

Случай совершенно понятный.

Те, кто смотрел мои видео про принятие решений и с теорией к Стрессоустойчивости, помнят, что условия, в которых формируется психика и живет человек влияют на то, какие возникают глубинные установки, а уже они влияют на то, как мы оцениваем ситуацию и принимаем решения.

В данном случае налицо связка: есть свободное время (и нет проблемы) — не могу контролировать поведение. Есть проблема и нет свободного времени — делаю то, что надо.

При этом, нельзя сказать, что клиент делает, что хочет, когда есть свободное время. Он следует за импульсивными желаниями, которые настолько влиятельны, что парализуют в общем-то сильную личность. Поэтому, правильно будет сказать, «делаю то, что желается, импульсивно».

Почему так? Стали разбираться. Выяснилось:

В семье личные желания каждого было принято обесценивать и осуждать. «Да ну, зачем тебе это?», «Ерунда какая», «Ты эгоист», «Хотеть будешь потом, когда это сделаешь», «Тебе это не нужно».
Близкие навязывали исполнение своих требований без учета желаний клиента.

— Пойди поешь!
— Я не хочу.
— Что значит не хочу, я кому готовила?

— Мы тебя записали в художественную школу
— ….?
— Ты не рад? Мы же для тебя стараемся!

3. Это привело к формированию установок «Если я хочу — я не нужен», «Я не имею права говорить о своих желаниях», «Я должен быть благодарным», «Я должен делать то, что надо».

В итоге, когда сменился контекст и у клиента появилось свободное время и деньги для реализации своих желаний, оказалось:

  1. Своих желаний нет.
  2. Есть подавленные за много лет долженствования импульсы простых удовольствий.
  3. Деятельность из долженствования связана с самонасилием.

Каждый пункт надо пояснить.

Нет желаний — это значит, мы не размышляем о том, что хотели бы. Размышления о своих желаниях связаны с тем, что это потом аукнется и все будет бесполезно, реализовать их не дадут. Какой смысл думать о том, что ты хочешь? Это же бесполезно.

Следовательно, мы не ощущаем желания действовать из личного побуждения и потребностей. Эта функция подавлена.

Мы «мотивированы» и действуем только исходя из того, чтобы избежать негативных последствий. Не заработать, чтобы достичь целей, а не допустить ситуации, когда не хватит покрыть расходы.

Иллюстрации, которые не связаны с кейсом, но хорошо поясняют тезис. Мужчина дарит женщине подарки не потому, что ему хочется, чтобы она порадовалась, а из страха потерять ее симпатию. Женщина готовит не потому, что ей нравится готовить, а чтобы не получить скандал.

Так и наш клиент. Чтобы не потерять репутацию — решает проблемы.

В итоге, контекст, который давал свободу, вызывал состояние подавленности и безнадеги и какого-то «прямо остервенения». С которым клиент воспринимал все помехи заниматься ерундой, тупить, играть в игры, спать все время и ничего не делать.

А контекст, в котором были проблемы — вызывал напряжение, которое ошибочно принималось за мотивацию. Это напряжение было направлено на то, чтобы эти проблемы решить. Но, как только они решались и образовывалось свободное время — клиент выпадал в спячку.

Собственно, работой над одним запросом удалось решить 2 проблемы.

  1. Свобода стала использоваться для свободных желаний и действий и стала приносить радость. Для клиента стало нормой в выходной встать пораньше, чтобы пойти погулять, пока мало людей на улицах.
  2. И клиент смог перешагнуть порог заработка, который раньше перешагнуть не удавалось. За счет того, что стал заниматься в свободное время побочным проектом просто по фану.